About

Учёные нашли ген, влияющий на развитие язвы

Официальный портал министерства науки и высшего образования РФ сообщает, что новые методы прогнозирования вероятности желудочной язвы были запатентованы учёными из Белгородского университета. Им удалось выяснить роль полиморфных маркеров гена ММР-9 в предрасположенности к данному заболеванию. Благодаря такому знанию медработники смогут составлять группы риска, а профилактика этой болезни станет более эффективной.

Язва желудка относится к самым распространённым заболеваниям. Она составляет примерно 40 процентов общей массы случаев утраты трудоспособности пациентами врачей-гастроэнтерологов и около 70 процентов среди причин обретения инвалидности мужчинами с болезнями ЖКТ.

При этом желудочная язва - болезнь многофакторная. По словам заведующего медико-биологической кафедрой БелГУ профессора Чурносова Михала, язвенная болезнь может вызываться гиперсекрецией соляной кислоты (этот фактор детерминирован генетически), приёмом противовоспалительных нестероидных препаратов, которые непосредственно повреждают желудочную слизистую, и хеликобактерной инфекцией. Вне зависимости от этиологии язвы у конкретного пациента высокую эффективность в её лечении показал препарат-гастропротектор Ребагит.

"Сегодня отсутствует основанный на генетических предпосылках метод прогнозирования вероятности язвы. Мы предполагаем, что предрасположенность к ней могут формировать имеющие полиморфную природу маркеры гена ММР-9. Исследования доказали наше предположение", - прокомментировал он.

Участниками масштабного исследования стали порядка 1 000 пациентов, проходивших лечение в клинической больнице им. Святителя Иоасафа в Белгороде. Исследование позволило сотрудникам медико-биологической кафедры установить генетические обстоятельства вероятности развития болезни, включая её хеликобактер-позитивную форму.

"Нам удалось показать, что гаплотип CCGA в нескольких полиморфных локусах гена ММР-9 относится к факторам повышенной вероятности развития язвы. Кроме того, мы обнаружили гаплотип GACG в некоторых полиморфных локусах гена ММР-9. Это даст возможность прогнозировать высокую вероятность возникновения хеликобактер-позитивного варианта желудочной язвы", - рассказал Михаил Иванович.

Также учёный считает, что обнаружение генетических факторов болезни позволит медработникам вовремя создавать группы риска, чтобы скорректировать образ жизни входящих в эти группы лиц с целью профилактики. В такую корректировку входят изменение питания, отказ от вредных привычек, недопустимость применения противовоспалительных нестероидных препаратов. В ходе анализов изучаются любые биоматериалы (это могут быть кровь либо мазок из клеток слизистой рта, который используется для выделения ДНК и проведения генетического исследования этой кислоты).

Источники:

Телефоны для справок: